пятница, 8 февраля 2013 г.

чем обрабатывают звук на студии

В телефонии частота семплирования звука – 8 кГц, в системах цифровой связи принята частота семплирования 32 кГц, в проигрывателях CD – 44,1 кГц., в телевещании – 48 кГц, в студийной записи – 96кГц и выше. При изготовлении звуковой рекламы нужно учитывать частоту семплирования принятую за стандарт там, где эта реклама будет выходить. Для радио это 44,1 кГц, для телевидения – 48 кГц, для телефонных автосекретарей – всего лишь 8 кГц.

Запись с частотой семплирования 44.1 кГц

Если посмотреть на запись звука с невысокой частотой семплирования 8 кГц, вы заметите, что его волна имеет острые углы. Ведь чтобы сделать волну более плавной, понадобилась бы большая точность при её описании и большее количество семплов, как в следующем примере с частотой семплирования  44,1 кГц.

Запись с частотой семплирования 8 кГц

Аналоговая запись начинается нажатием кнопки «запись» и заканчивается нажатием кнопки «стоп». Цифровая же запись дискретна. Она состоит из множества фрагментов записи (семплов), которые следуют один за другим. Количество записанных семплов в секунду является частотой семплирования.  Она исчисляется в Герцах. Частота семплирования 44 100 Гц (стандарт для CD) говорит о том, что звуковой сигнал измерян 44 100 раз за секунду. Чем меньше частота семплирования, тем меньший частотный спектр записывается. Чем выше частота семплирования исходного материала, тем выше его качество и больше размер файла. Когда вы говорите по телефону, то слышите лишь небольшой диапазон средних частот. Это потому что частота семплирования телефонных переговоров всего 8 000 Гц. Чтобы передать диапазон частот, который слышит ухо среднестатистического человека и передаёт бытовая звуковая аппаратура – достаточно 40 000 Гц. Если разница в качестве звучания между частотой 32 и 44,1 кГц очевидна, то чем выше частота семплирования, тем разница в качестве между двумя разными частотами менее заметна или совсем не заметна на слух. Более высокая частота дискретизации более точно описывает звук, но вместе с тем описывает те частоты, которые человеческому уху уже не слышны, хотя изменения звука в неслышимом частотном диапазоне всё же могут влиять на слышимые частоты, поэтому студийная запись осуществляется при более высокой частоте дискретизации. Поскольку бытовая аппаратура в основном рассчитана на воспроизведение звука, частотой семплирования 44,1 кГц, то, когда запись готова, её перекодируют в общепринятый стандарт.

Частота семплирования (дискретизации)

Основные параметры цифрового звука это частота семплирования (Sample Rate) и битность (Bit Depth). От них напрямую зависит как качество оцифрованного звука, так и размер записанного файла.

Чтобы обрабатывать звук на компьютере, его необходимо предварительно записать в цифровом виде – закодировать. Кодирование аналогового сигнала осуществляется с помощью аналого-цифрового преобразователя (АЦП).  Чтобы воспроизвести запись, нужно выполнить обратное преобразование звука из цифрового в аналоговое с помощью цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). ЦАП и АЦП входят в состав звуковой карты компьютера и другого цифрового звукового оборудования. От качества ЦАП и АЦП во многом зависит как качество записи звука, так и воспроизведения.

Развитие компьютеров и цифровых технологий открыло огромные возможности для обработки и записи звука.  Огромные аналоговые студии с бесчисленным количеством звукозаписывающей аппаратуры, пультов, многокилограммовых процессоров обработки звука сменяются на виртуальные студии, вмещающиеся в системный блок компьютера.

Полный перечень видов записи цифрового звука, применяющихся на сегодняшний день – это цифровая магнитная запись (формат: DAT-кассета), магнито-оптическая запись (формат miniDisc), лазерная запись (форматы CD, SACD), оптическая цифровая запись (dolby digital)

Отцом цифрового звука стал 25-летний Володя Котельников, создав в 1933г. знаменитую «теорему отчётов» (она же «теорема Котельникова» или «теорема Найквиста-Шеннона). Эта теорема стала началом создания принципа оцифровки звука – кодирования звукового сигнала в биты, то есть преобразования аналогового сигнала в цифровой. На создание знакомых нам компакт-дисков ушло всего лишь 49 лет. Стандарт CD, первый широко распространённый в мире цифровой носитель звука был принят только в 1982 году.

Но аналоговая запись не является наиболее точным способом записи звука. Скорее самым красивым. Аналоговый звук приятен человеческому уху благодаря наличию «тёплых» гармоник, являющихся, по сути, искажениями звука. Самым точным на сегодня принципом записи звука является цифровая запись.

Многие уверены, что лучшей записи звука, чем аналоговая, не существует. Тёплое аналоговое звучание магнитной ленты – эталон звучания лучших аудиозаписей за всё человечество. Все, от Элвиса Пресли и Битлз до самых современных музыкантов-электронщиков использовали и используют для создания своей музыки аналоговую запись на магнитную ленту или её эмуляцию.

Механическая, электромеханическая, оптическая и магнитная запись – изначально были способами аналоговой записи – записи и воспроизведения звуковых колебаний в их естественном виде (волн).

Кинопленка с цифровой и аналоговой записью звука

Ещё через 16 лет (1904г.) была изобретена оптическая запись – принцип записи звука на киноплёнку. Звук в буквальном смысле научились фотографировать. Нанесение звука на киноплёнку параллельно с изображением стало началом звукового кино и, конечно же,  видеорекламы.

Через 11 лет (1888г.) был изобретён принцип магнитной записи на стальную проволоку. Позже идею развили, придумав магнитную ленту и магнитофон. С тридцатых годов XX века повсеместно начали появляться бобинные магнитофоны, а с шестидесятых – кассетные.

Усовершенствование фонографа породило граммофоны, патефоны и проигрыватели виниловых пластинок (приборы электро-механической записи).

Записывать звук люди научились очень давно. Ещё древние египтяне придумали записывать мелодии с помощью рисунков, а древние греки – с помощью букв. В средние века появились ноты. Но вот воспроизводить записанный звук люди научились относительно недавно, а именно, когда физик Эдисон в 1877г. создал фонограф, прибор механической записи, который умел как записывать, так и воспроизводить. Звук записывался с помощью мембраны, улавливающей звуковые волны и передающие эти колебания резцу, который отпечатывал их на фольге. А воспроизводились эти отпечатки движущейся иглой. 

Запись - СТУДИЯ ЗВУКА «SOLO»

Комментариев нет:

Отправить комментарий